ПРОЕКТ Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики «МЫ ВСЕ – РОССИЯНЕ!»ПРОЕКТ Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики «МЫ ВСЕ – РОССИЯНЕ!» «Рыбам ‒ вода, птицам ‒ воздух, а человеку отчизна ‒ вселенный круг» (русская пословица). «Уи хэкур лъэщмэ – урогушхуэ (могучая Родина – повод для гордости)» (кабардинская пословица). «Тойгъан жерден туугъан жер игиди (не там хорошо, где ты сыт, а там, где ты родился)» (балкарская пословица).
1. Целевые группы проекта: - школьники от 14 до 17 лет; - молодежь от 18 до 30 лет. 2. Обоснование социальной значимости проекта В прошедшие два десятка лет с момента образования Российской Федерации в стране осуществлялись самые разнообразные реформы во всех областях жизнедеятельности. В условиях жесткой рыночной конкуренции, смещения целостного вектора от высоких идеалов к идеалам достатка, наживы остро встала проблема сохранения лучших нравственных качеств подрастающего поколения. Решить эту проблему в одночасье оказалось непросто, т.к. на воспитание детей и молодежи оказывали (и продолжают оказывать) негативное влияние общие тенденции современной действительности, среди которых можно выделить основные. Первая – мощное наступление агрессивных, внешне привлекательных, культивирующих насилие, «суперменство», быструю наживу СМИ в целом. Например, в 1990-х кумирами молодежи были уже не герои Великой Отечественной войны, а персонажи культовых сериалов «Брат», «Бригада», «Бандитский Петербург». В XXI веке массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, пропагандируя насилие, цинизм в сфере семейных отношений и превознося сомнительные ценности (вспомнить хотя бы резонансные ТВ-проекты «Дом-2», «За стеклом», сериал «Школа» и др.). Несмотря на то, что с 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «вредная» информация по-прежнему остается доступной благодаря, в первую очередь, домашнему Интернету. Вторая тенденция – агрессивное влияние реакционных асоциальных групп, религиозных тоталитарных сект, проповедующих псевдорелигии и призывающих к национальной и религиозной неприязни, терроризму. Так, по данным Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, только в первом десятилетии XXI века количество преступлений, совершенных на почве национальной ненависти и вражды, возросло на 68%. В молодежной среде получили распространение такие явления, как ксенофобия, ненависть по признакам расы, национальности и вероисповедания. Как следствие, большинство экстремистских преступлений совершается именно несовершеннолетними. Высокий уровень социального неравенства и отсутствие ясной жизненной перспективы у молодежи из семей с низкими доходами в совокупности с активной пропагандой проповедников ваххабизма, фашизма и национализма часто становятся причинами того, что молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет становятся членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности. По данным МВД России, за период 2014 года зарегистрировано 1127 преступлений террористического характера (+70,5%) и 1024 преступления экстремистской направленности (+14,3%); каждое двадцатое (5%) расследованное преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии. Кабардино-Балкарская Республика в этом плане является «зоной риска», а учитывая, что доля молодежи в общей численности населения составляет почти одну треть, указанная проблема еще больше актуализируется. Третья тенденция – этоотсутствие четко выстроенной государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи, которое выявил анализ нормативной правовой базы, принятой в 2000-е годы. Многочисленные образовательные реформы, проводимые на постсоветском пространстве, практически полностью исключали воспитательную составляющую. Все федеральные целевые программы в области воспитания завершили свое действие в период с 2002 по 2006 годы, а новой программы так и не было принято. Многие субъекты Российской Федерации сделали попытки устранить этот пробел, приняв региональные концепции либо программы развития воспитания в системе образования. В 2009 году коллективом ученых под руководством И, наконец, в мае 2015 г. Правительство Российской Федерации утвердило два нормативных правовых акта: Федеральную целевую программу развития образования на 2016-2020 годы (Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 г. № 497) и Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р). При этом в ФЦП развития образования в числе задач программы не стоит задача духовно-нравственного развития и патриотического воспитания детей и молодежи. Во втором документе в числе приоритетов государственной политики в области воспитания названо формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, а патриотическое воспитание и формирование российской идентичности заявлено как одно из направлений развития воспитания. Еще в 2013 году в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России В.В. Путин отметил: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны – впитавших ее ценности, историю и традиции». Без этого невозможно дальнейшее цивилизационное развитие нашего государства и противостояние внешней агрессии со стороны Запада. История свидетельствует, что все попытки захватить или разделить Россию всегда встречали и встречают мощное единение российского народа. Именно это единство сейчас подвергается атаке внешних сил, не желающих укрепления Российской Федерации на мировой арене. И противодействие угрозам единства наших народов – дело государственной важности. Особенно способствует народному сплочению понимание обществом, гражданами своей миссии, своего вектора развития. Вопросы гармонизации межнациональных отношений в стране должны выйти на новый уровень. Поэтому необходимо думать не только о национальных идентичностях народов, но и об общей гражданской идентичности российской нации. Сегодня становится совершенно очевидным, что одними только уголовно-правовыми запретами и карательными мерами всплески национализма, экстремизма, неофашизма нельзя искоренить, бороться с этим злом необходимо совместными усилиями всех институтов власти, семьи и школы, СМИ, общественных и религиозных объединений. В силу новых реалий, связанных с глобализацией, осмысление проблем культурно-исторического наследия в целом может сыграть роль того духовного основания, на котором крепится единство России, ее способность адекватно отвечать на вызовы сложнейшей современной геополитической, финансово-экономической и социально-культурной ситуации. Сохранение исторической памяти всех народов, проживающих в нашей стране, должно стать для нас долговременной задачей. Не следует забывать и о роли национально-культурных объединений, диаспор, религиозных сообществ и СМИ в упрочении ценностного базиса, сформированного поколениями наших предков. Необходимо активнее поддерживать инициативы по укреплению гражданского единения и понимания федеративности нашей страны в сознании людей. Таким образом, в современных условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Чувства патриотизма и любви к своему Отечеству во все переломные моменты истории нашей страны объединяли людей самых разных национальностей, сословий и религиозных воззрений, помогали сохранить российскую государственность, чему примеров великое множество. В Кабардино-Балкарии с 2013 г. реализуется подпрограмма «Патриотическое воспитание граждан в Кабардино-Балкарской Республике» Государственной программы «Повышение эффективности реализации молодежной политики в Кабардино-Балкарской Республике» на 2013-2020 годы (утверждена Постановлением Правительства КБР от 2 сентября 2013 г. № 241-ПП). Данная подпрограмма предусматривает разнообразный спектр задач, в т.ч. увеличение роли общественных организаций в системе патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи. Все вышеизложенное и определило актуальность проекта Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики «Мы все – россияне!». 3. Основные цели и задачи проекта 3.1. Цели проекта: - формировать у молодежи активную гражданскую позицию, чувство патриотизма, понятие общей гражданской идентичности российской нации; - мотивировать к активному участию в общественной деятельности. 3.2. Задачи проекта: - выявление, популяризация и содействие в реализации социально значимых гражданских инициатив и проектов, направленных на патриотическое воспитание детей и молодежи; - содействие волонтерским движениям в проведении акций, направленных на патриотическое воспитание граждан и, в первую очередь, молодежи; - популяризация государственной символики Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики; - воспитание в молодом поколении уважительного отношения к героическому прошлому нашей Родины, недопущение искажения истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; - участие в разработке и мониторинге хода реализации республиканских целевых программ, предусматривающих мероприятия по патриотическому воспитанию граждан. 4. Механизмы реализации проекта и ожидаемые результаты
Презентация к церемонии вручения паспорта гражданина РФ учащимся школ КБР в канун дня России Сценарий проведения мероприятия ко Дню памяти узников фашистских концлагерей Сценарий проведения торжественной церемонии вручения паспорта гражданина Российской Федерации |
ПОЗДРАВЛЕНИЯ15 февраля
Поздравляем с днем рождения!
Заместителя председателя Комиссии Общественной палаты КБР по развитию гражданского общества и взаимодействию с органами местного самоуправления
Члена Комиссии Общественной палаты КБР по социальной политике, здравоохранению и экологии |