Стиль шрифта:
 
Размер шрифта:
A- A A+
Версия для слабовидящих Обычная версия
  Контакты

moo-kbr

 

centr-1

 

По инициативе комиссии ОП КБР по развитию гражданского общества и взаимодействию с органами местного самоуправления состоялась презентация проекта ОП ...
Федеральная кадастровая палата подвела итоги Всероссийской недели консультаций по вопросам оборота жилья
стала предметом обсуждения участниками «круглого стола», организованного на площадке ОП КБР
Комиссия по соблюдению законности, правам человека, противодействию коррупции и взаимодействию с ОНК КБР Общественной палаты КБР обсудила реализацию ...
  • На площадке Общественной палаты Кабардино-Балкарии будут реализованы проекты в поддержку детей с ОВЗ
    На площадке ...
    По инициативе ...
  • Названы вопросы, наиболее волнующие владельцев недвижимости
    Названы ...
    Федеральная ...
  • Организация помощи онкобольным в КБР
    Организация ...
    стала предметом ...
  • Общественный контроль безопасности дорожного движения будет продолжен
    Общественный ...
    Комиссия по ...

Проект "Учитель - профессия на все времена"

 

 

 

ПРОЕКТ

Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

«УЧИТЕЛЬ – ПРОФЕССИЯ НА ВСЕ ВРЕМЕНА»

 

«Почитай учителя, как родителя» (русская пословица).

«Зи егъэджакIуэ пщIэ хуэзымыщIым, и щхьэ пщIэ хуищIыжыркъым» (тот, кто не уважает своего учителя, не уважает и себя – кабардинская пословица).

«Устазы болмагъанны, устазлыгъы да болмайды» (у кого не было учителя, у того не будет мастерства – балкарская пословица).

1. Обоснование социальной значимости проекта

Развитие и становление образования ‒ одна из ярких страниц истории Кабардино-Балкарской Республики. Большой вклад в это благородное дело внесли русские учителя, приехавшие в Кабардино-Балкарию в 30-50-е годы XX века и посвятившие свою жизнь обучению и воспитанию детей кабардинцев и балкарцев. Они вели активную просветительскую работу, при их непосредственном участии формировалась кабардинская и балкарская интеллигенция. Своим добросовестным трудом, преданностью профессии и интеллигентностью они заслужили почет и уважение наших людей, оставили о себе хорошую память. Их кропотливая работа, романтическая самоотверженность, подвижничество и целеустремленность удостоились поистине всенародной благодарности.

Много приезжих людей работало в то трудное довоенное и послевоенное время в системе образования республики. Они высоко несли звание российского учителя, принесли русский язык, богатую русскую и мировую культуру в отдаленные кабардинские и балкарские села. Совсем молодые юноши и девушки из различных уголков России, оторванные от родных мест волею судьбы, служили делу возрождения и процветания Отечества, воспитания достойных граждан.

Подрастающее поколение мало знает о благородном деле этих учителей. Но каждый, кто учился у них в те трудные голодные годы, помнит их доброту, сердечность и доброжелательность. Преодолевая трудности быта, языковой барьер, они не только обучали детей, многие из них навсегда связали свою жизнь с Кабардино-Балкарией: создали здесь семьи, родили детей, дождались внуков и даже правнуков… Главное, что их отличало – огромная искренняя любовь к детям. 

Еще в начале прошлого века русский мыслитель Иван Ильин говорил: «Будущее России – в руках русского учителя».Мы должны воздать дань уважения этим учителям, которые преданностью своему делу снискали любовь учеников, родителей и всего местного населения. Речь идет не об одном конкретном человеке, селении, районе, а о целой республике, о многих учителях и школах. Для этого следует организовать поисково-исследовательскую работу, собирать и использовать материалы из фондов муниципальных, а также республиканского и личных архивов.

С учетом всего этого члены Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики, выражая волю многочисленных жителей республики, выступают с проектом «Учитель – профессия на все времена».

Речь идет об увековечивании памяти Учителя. Это очень важно для молодых жителей и будущих поколений Кабардино-Балкарской Республики, чтобы помнить, уважать и ценить труд тех, кто участвовал в созидании, становлении республики. Такие люди являются истинным примером служения родине, примером патриотизма и любви к Отечеству и, безусловно, достойны того, чтобы добрая о них память сохранялась веками!

Известно, что в российских (и не только) городах в разное время на улицах, площадях, скверах появились рукотворные памятники, посвященные учителям,в знак уважения, любви и благодарности тем, которые несут свет знаний и добра. География пока такова: памятник «1 сентября» в Липецке, памятник «Первому учителю» в Стерлитамаке (Республика Башкортостан), памятник «Русской учительнице» в Махачкале  (Республика Дагестан), памятник «Учителю» в Покровске (Республика Саха - Якутия), памятник «Учителю» в Санкт-Петербурге, памятник «Первой учительнице» в Саратове. Памятники Учителю установлены такжев Торопеце (Тверская область), Брянске, Ростове-на-Дону, Череповце, Новосибирске, Симферополе, Кызыле (Республика Тува)…

Такие памятники, которые стали местом встреч всех поколений выпускников и общения молодежи, дают возможность не только материализовать, но и увековечить искреннюю признательность граждан, их глубочайшее уважение к учителям ‒ истинным подвижникам просвещения. Они не только учительствовали в самом высоком смысле этого слова, но и выполняли социальную и просветительскую миссии.

Это и своеобразная дань уважения к профессии УЧИТЕЛЯ, престиж которой, к сожалению, в последние годы постоянно падает.Актуальность данной проблемы вытекает хотя бы из того факта, что в городах и районах республики не нашло широкой практики присвоение улицам, площадям и школам имен учителей, за исключением, может быть, единичных примеров. Более того, в г. Нальчике ликвидировали Дом учителя, улица «Учительская» переименована в Яхогоева (1996 год).

В современных нестабильных экономических условиях социальная защита работников образования приобретают особую актуальность. За годы рыночных реформ социальный статус учителя и престиж учительской профессии продолжают ухудшаться, что крайне негативно сказывается на качестве образования в стране. Социолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что социально-профессиональное самочувствие учителей также продолжает ухудшаться. Объективными факторами, оказывающими неблагоприятные влияния на социальный статус учителя, являются:

- недостаточный уровень заработной платы;

- низкое качество медицинского обслуживания и психологической помощи;

- отсутствие реальных возможностей для повышения своей квалификации по причине нехватки финансовых средств;

- слабая материально-техническая база многих школ.

Педагоги пенсионного возраста вынуждены продолжать работу в школе в связи с низким уровнем пенсионного обеспечения, что вызывает старение педагогических коллективов и затрудняет приток в школу молодых специалистов.

Невыполнение социальных гарантий, а также ухудшение социального статуса учителя ведут к тому, что ухудшается качество образования, в педагогических коллективах усиливается недовольство и напряженность.

Все вышеназванные факторы однозначно свидетельствуют о том, что учительство остается одной из самых незащищенных социальных групп населения, и вопросы повышения социального статуса, социальной защищенности учителя являются судьбоносными для будущего развития системы образования в стране и ее регионах.

Проект «Учитель – профессия на все времена» является некоммерческим, социально значимым, носит воспитательный характер, имеет ярко выраженную морально-нравственную направленность и призван пробуждать в каждом из его участников лучшие человеческие качества.

Реализовав мероприятия проекта, мы еще раз воздадим дань глубокого уважения к этой профессии, выразим благодарность учителям – всем тем, кто работал и работает во имя становления и процветания нашей республики. Это позволит глубже познакомить молодое поколение с историей Отечества через призму биографий конкретных людей, многое сделавших для становления и развития системы образования в республике.

2. Основные цели и задачи проекта

2.1. Цели проекта:

- пропаганда учительской профессии, воспитание у молодежи чувства гордости за исторический вклад педагогов довоенных и послевоенных лет в воспитание и обучение наших отцов и дедов, упрочения авторитета учителя в обществе;

- повышение престижа учительской профессии, формирование позитивного имиджа педагога в обществе,

- формирование у школьников активной гражданской позиции, воспитание у них чувства патриотизма, гордости за историю страны и причастности к ней. 

2.2. Задачи проекта:

1) ознакомление учащихся с историей образования республики через призму биографий приезжих учителей, многое сделавших для становления и развития образования Кабардино-Балкарской Республики;

2) знакомство детей и молодежи с работой учителя (профориентация), воспитание у учащихся уважительного отношения к учителям;

3)  содействие улучшению условий труда и повышению престижа профессии учителя;

4) увековечивание памяти учителей, внесших большой вклад в развитие образования Кабардино-Балкарской Республики.

3. Этапы, механизмы реализации проекта и ожидаемые результаты

3.1. Этапы проекта:

2013 г. – рождение идеи проекта, образование в Общественной палате КБР межкомиссионной рабочей группы, проведение организационной работы; поддержка проекта Министерством образования, науки и по делам молодежи КБР.

2014 г. – поддержка проекта органами местного самоуправления; составление в рамках проекта планов работ общеобразовательных учреждений во всех 13 муниципальных образованиях Кабардино-Балкарской Республики; создание нормативно-правовой базы для реализации проекта; подведение предварительных итогов реализации намеченных мероприятий проекта на заседании Совета Общественной палаты КБР.

2015 г. – проведение мероприятий по плану работ; открытие в муниципальных образованиях КБР музеев, мемориальных досок, памятников, посвященных учителям.

2016 год – работа по изготовлению и установлению памятника – символа Учителюперед зданием республиканского Дворца творчества детей и юношества (г. Нальчик проспект Ленина 8); подведение итогов реализации проекта.

3.2. Механизмы реализации проетка и ожидаемые результаты

№ п/п

Наименование
мероприятий

Сроки
реализации

Ожидаемые
результаты

Задача 1. Ознакомление учащихся с историей образования республики через призму биографий приезжих учителей, многое сделавших для становления и развития образования Кабардино-Балкарской Республики

1.1.

Проведение социологического опроса среди учащихся и педагогов образовательных учреждений КБР с целью выяснения их отношения к данному проекту

Январь-март 2013 г.

Выявлено отношение участников образовательного процесса к проекту

1.2.

Создание межведомственной комиссии ОП КБР для выработки проектов согласованных решений, документов, регламентирующих проведение мероприятий по увековечению памяти учителям, осуществлению координации работы и ее информационному обеспечению

Апрель

2013 г.

Создана республиканская межведомственная комиссия для реализации проекта «Учитель – профессия на все времена»

1.3.

Проведение исследовательской работы по составлению списка учителей довоенных и послевоенных лет, работа в школьных музеях Боевой славы и местном краеведческом музее, работа в архиве, с интернет-ресурсами

2013-2014 годы

Регулярно

Повышение уровня информированности школьников о деятельности учителей 30-50-х годов прошлого столетия

Укрепление связи поколений,  воспитание у детей и молодежи чувства патриотизма, гордости за историю страны и республики, причастности к ней

1.4.

Проведение поисково-исследовательской работы по восстановлению списка учителей школы довоенных и послевоенных лет, переписка с бывшими учителями школы, их близкими и родственниками:

- разработка документов, определяющих организацию и проведение поисковой работы;

- организация поисковых мероприятий, создание исследовательских групп для работы в архивах;

- сбор фотографий, материалов и оформление фотоальбомов, отражающих деятельность педагогов 30-50-х  годов;

- работа с архивными документами с целью установления судеб учителей и их семей и т.д.

1.4.

Подготовка статьи и ее публикация в республиканских и местных газетах

Регулярно

Издание книги

1.5.

Встречи с ветеранами педагогического труда

2013-2014 годы

 

11.6.

Издание приказов, постановлений, решений, других нормативных актов об увековечении памяти учителей (Министерством образования, науки и по делам молодежи, органами управления образованием).

Июнь- декабрь

2013 год

Создание нормативно-правовой базы для реализации проекта «Учитель – профессия на все времена»

11.7.

Проведение утренников, вечеров, классных часов и других мероприятий, посвященные увековечению памяти известных педагогов, внесших весомый вклад в развитие образования республики и национальной педагогики

Регулярно

Пополнение школьных музеев новыми материалами и экспонатами об учителях

11.8.

Сбор материалов об учителях 30-50 годов - представителей других национальностей, работавших в школе (материалы о дружбе и братстве с другими народами).

Регулярно

Оформление альбомов и стендов в общеобразовательных учреждениях

Задача 2.Знакомство детей и молодежи с работой учителя (профориентация), воспитание у учащихся патриотизма, чувства дружбы и толерантности, уважительного отношения к учителям.

32.1.

Проведение в общеобразовательных школах муниципальных районов и городских округов республики тематических вечеров, уроков, выставок посвященных Международному дню учителя.

Ежегодно

 5 октября

Воспитание у учащихся уважительного отношения к учительской профессии, формирование позитивного имиджа педагога в обществе.

32.2.

Проведение конкурса сочинений «Они работали у нас» об учителях, награжденных государственными наградами

До 1 июля

2016 г.

Обновление школьных музеев материалами об учителях.

32.3.

Организация публикации серии материалов о жизни и деятельности учителей довоенных и послевоенных лет

2013-2015

годы

Издание книги памяти об Учителе «Учитель, перед именем твоим...»  (очерки об учителях довоенных и послевоенных лет)

32.4.

Инициирование присвоения имен известных педагогов улицам городов и сел республики

2014-2016 годы

Присвоение имен известных педагогов улицам городов и сел республики

Задача 3. Содействие улучшению условий труда и повышению престижа профессии учителя

43.1.

Проведение пресс-конференций для представителей средств массовой информации по вопросам выполнения мероприятий проекта «Учитель – профессия на все времена»

Регулярно

Привлечение внимания общественности к положению учителя в обществе

43.2.

Сбор материалов на темы: «История школы», «Сердце, отдающее людям»,«Они обучали наших отцов и дедов»,«Учителя - участники войны»,«Учитель, перед именем твоим…»,«Истоки братства в семье» (об интернациональной учительской  семье)

Ежегодно

в канун

Международного

Дня учителя

Оформление альбомов, стендов, изготовление памятных досок учителям

43.3.

Проведение комплекса мероприятий, способствующих укреплению социального статуса работников образования и усилению их социальной защищенности в современных неблагоприятных социально-экономических условиях

2014-2015 гг.

Предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, способствующие укреплению социального статуса работников образования и усилению их социальной защищенности

Задача 4. Увековечивание памяти учителей, внесших большой вклад в развитии образования  Кабардино-Балкарской Республики

54.1.

Содействие проведению в общеобразовательных школах республики научно-практической конференции на тему: «Роль русского языка и русскоязычных учителей довоенных и послевоенных лет в обучении и воспитании учащихся национальных школ КБР»

Июнь-июль

2014 г.

Открытие мемориальных досок и памятников русским учителям в школах муниципальных районов и городских округов республики

55.2.

Сбор материалов об учителях-подвижниках, приехавших в непростое время в Кабардино-Балкарию из центральной России

2013-2015 годы

Установление в муниципальных образованиях мемориальных досок

учителям-подвижникам

55.3.

Научно-практическая конференция«Мы ‒ живая связь времен»,посвященнаяпамяти учителей довоенных и послевоенных лет

Июнь-июль

2015 г.

Резолюция

конференции, направленная всем заинтересованным

ведомствам, с предложениями по упрочению авторитета учителя в обществе

55.4.

Научно-практическая конференция на тему: «Школьный учитель: вчера, сегодня, завтра»

 

Сентябрь 2016 г.

Резолюция конференции, направленная всем заинтересованным

ведомствам, с предложениями по совершенствованию работы учителя

55.5.

Работа по созданию памятника – символа Учителю перед зданием Республиканского дворца творчества детей и юношества (г. Нальчик, проспект Ленина 8)

2014-2016

годы

Изготовление и установка памятника Учителю

55.6.

Подведение итогов реализации проекта «Учитель – профессия во все времена»

Октябрь

2016 г.

Определение и награждение активных участников проекта

 

Приложения к проекту«Учитель профессия на все времена»:

- приложение № 1 (список членов рабочей группы по реализации проественной палаты КБР «Учитель – профессия на все времена»);

 

- приложение № 2 (мероприятия и планы по реализации проекта);

 

- приложение № 3 (нормативные правовые документы по реализации проекта);

 

- приложение № 4 (примерный переченьвопросов, предлагаемых для рассмотрения на научно-практической конференции «Школьный учитель: вчера, сегодня, завтра»;

 

- приложение № 5 (средства массовой информации о реализации мероприятий проекта «Учитель – профессия на все времена»);

 

- приложение № 6 (перечень мемориальных досок и памятников учителям, установленных в муниципальных образованиях КБР);

 

- приложение № 7 (тезисы конкурсных работ – победителей и лауреатов Десятого Всероссийского конкурса молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива»: «Законодательные аспекты регулирования вопросов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников» - 1 место (Ю. Кочесокова, Л. Абазова, науч. рук. Т.В. Саенко); «Социальное положение и статус учителя в современном российском обществе» - лауреат (З.Этуева, науч. рук. А.М.Зумакулов).

 

 - приложение № 8 (Резолюция конференции «Патриотическое воспитание детей и молодежи»))

 

ПОЗДРАВЛЕНИЯ

 

20 октября 2019г.

 

поздравляем с днем рождения члена Комиссии по развитию АПК и сельских территорий Общественной палаты КБР

Хаджиева Руслана Мухамедовича

 

hadjiev

 

19 октября

 

поздравляем с днем рождения заместителя руководителя по правовым вопросам Аппарата Общественной палаты КБР

Маирову Людмилу Мушагидовну

 

mairova