Стиль шрифта:
 
Размер шрифта:
A- A A+
Версия для слабовидящих Обычная версия
  Контакты

moo-kbr

 

centr-1

 

Комиссия по соблюдению законности, правам человека, противодействию коррупции и взаимодействию с ОНК КБР Общественной палаты КБР обсудила реализацию ...
Фонд президентских грантов объявляет о проведении двух конкурсов среди некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии ...
По инициативе Общественной палаты Российской Федерации и Региональной общественной организации поддержки ветеранов военной службы «Офицерский клуб» в ...
Заместитель председателя Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики Жамал Аттаев, обращаясь к участникам митинга, напомнил, что в результате ...
  • Общественный контроль безопасности дорожного движения будет продолжен
    Общественный ...
    Комиссия по ...
  • Объявление о проведении конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества 2020 года
    Объявление о ...
    Фонд президентских ...
  • Поздравляем с почетным званием!
    Поздравляем с ...
    По инициативе ...
  • Члены Общественной палаты КБР почтили память сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебного долга
    Члены ...
    Заместитель ...

Выступление председателя ОП КБР А.А.Чеченова на пленуме 23 декабря 2014

Выступление председателя Общественной Палаты КБР Чеченова А.А. на десятом пленарном заседании Общественной палаты второго созыва на тему: «О состоянии гражданского общества в Кабардино-Балкарской Республике и деятельности Общественной палаты КБР за 2014год»

23декабря 2014г.                                                                                    г. Нальчик

 

Уважаемые члены Общественной палаты и приглашенные!

 

Уходящий год ознаменован важными событиями в общественно-политической жизни России и Кабардино-Балкарии. Выборы депутатов Парламента, Главы КБР, членов Совета Федерации от нашей республики, на которых возлагают надежды граждане и общественность республики, воссоединение Крыма с Россией, государственный переворот, гражданская война и ее последствия, гуманитарная катастрофа на Юго–Востоке Украины - все это оказало существенное влияние на российское гражданское общество, в том числе и на гражданское общество республики. Эти события, сопровождаясь санкциями западных стран и усилением антироссийской политики, способствовали небывалой консолидации российского общества, мощному патриотическому подъему и активизации общественности.

Кабардино-Балкария в прошедшем году жила и развивалась в  довольно сложное время. С одной стороны важно отметить подъем социально-экономического развития республики, стабилизацию социальной напряженности в обществе из-за угроз совершения преступлений террористической направленности. Для устранения этих проблем за последние годы, действительно, сделано много.

С другой стороны в Кабардино-Балкарии по-прежнему сохраняется высокий процент безработицы, заметно падение духовно-нравственных ценностей в определенных социальных слоях, что отрицательно отражается на общем уровне развития гражданского общества. Безусловно, проблемы есть, но очень важно, что власть и прогрессивно настроенное население Кабардино-Балкарии поступательно и активно решает эти задачи.

В 2014 году после избрания Парламентом КБР на пост Главы республики Кокова Юрия Александровича наблюдалось целенаправленное проведение административной реформы. Произошла смена значительной части административного ресурса. В настоящее время активно развивается процесс налаживания отношений между обновленным государственным аппаратом и гражданским обществом республики. Заметны ориентации на прогрессивные преобразования институтов власти и общества, активнее проводятся административные и экономические реформы, адекватные интересам граждан, возросла поддержка демократизации общественного порядка.

Вместе с тем, попытки вовлечь передовые слои населения республики в проектное взаимодействие с властью не стали системными и пока не получили должного развития. В результате органы власти теряют как рационального и заинтересованного критика, так и потенциального участника назревших административных, экономических реформ, модернизации таких «народных» сфер, как здравоохранение, образование, культура и других.

Для дальнейшего развития гражданского общества в республике представляется важным, чтобы Общественная палата и в дальнейшем оставалась действенной коммуникативной площадкой для обсуждения важнейших проблем государственного, экономического и социального развития, аккумулирования и анализа различных гражданских инициатив и доведения их до органов власти. Мы намерены развивать это направление поступательно и с большей отдачей.

Наша задача – добиться наибольшей активности каждого члена Общественной палаты, каждой общественной организации, привлечь к диалогу максимальное количество жителей республики, что, безусловно, будет способствовать развитию гражданского общества Кабардино-Балкарии в целом.

Опыт работы Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики  за прошедшие пять лет  позволяет выявить некоторые ключевые проблемы, сдерживающие динамику формирования и развития гражданского общества республики.

Прежде всего, это – недостаточные зрелость и разнообразие структур гражданского общества на территории республики. Среди других проблем - неэффективность деятельности существующих институтов гражданского общества, их малочисленность, отсутствие достаточных социально-правовых механизмов взаимодействия власти, бизнеса и общества. Не в полной мере  проявляется готовность власти рассматривать общественный сектор как равноправного партнера в решении социально-экономических проблем республики и населения. Неравномерное развитие общественных инициатив и сектора некоммерческих организаций (НКО) на территории Кабардино-Балкарии, слабая поддержка сектора НКО, недооценка роли и возможностей сектора НКО в социально-экономическом развитии республики со стороны органов власти.

В отчетном году основные усилия Общественной палаты были направлены на преодоление этих негативных проблем, активизацию работы по объединению усилий общественности в формировании гражданского общества республики, расширение контактов с общественными объединениями районов и городов, развитие общественного самоуправления, как одного из стабилизирующих факторов состояния гражданского общества.

Основными формами работы Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики  являлись пленарные заседания, заседания Совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп, научно-практические конференции, круглые столы, общественные слушания и др.

За отчетный год проведено пять пленарных заседаний, из них на  двух рассмотрены  вопросы, требующие углубленного изучения и  разработки обоснованных рекомендаций Общественной палаты КБР органам законодательной и исполнительной власти, органам местного самоуправления, общественным организациям и т.д. Среди них: «Проблемы повышения престижа рабочих профессий и организации новых рабочих мест в Кабардино-Балкарской Республике» и «Становление и развитие гражданского общества – путь к социальной стабильности в Кабардино-Балкарской Республике». Для подготовки пленарных заседаний и привлечения к этой проблеме широкой общественности, были сформированы комплексные комиссии из представителей органов власти, научного сообщества, специалистов-экспертов, общественности, членов палаты. Проводились круглые столы, научно-практические конференции, общественные слушания, выступления по телевидению, радио, в печатной прессе и электронных СМИ. Над исполнением рекомендаций установлен контроль, результаты которого заслушивались в рамках заседаний комиссий, Совета палаты.

В соответствии с планом работы проведено 25 заседаний Совета Общественной палаты, на которых рассмотрено около 60 вопросов, касающихся деятельности Общественной палаты по различным направлениям. Результаты рассмотрения отражены в принятых решениях Совета и направлены в соответствующие ведомства республики.

Более детально о работе Общественной палаты КБР в 2014 году сказано в отчетном докладе, с которым вы ознакомлены. Кроме того, мое выступление будет дополнено председателями комиссий Общественной палаты. Поэтому, позволю себе остановиться на основных проблемах, устранение которых способствовало бы, на мой взгляд, более эффективной деятельности Общественной палаты КБР и повышению её престижа.

Члены Общественной палаты КБР, к сожалению, в силу объективных причин редко участвуют в мероприятиях, организуемых за пределами нашей республики. Зачастую участие в общероссийских совещаниях и акциях выражается в пассивном присутствии членов Общественной палаты КБР. Мнение общественников нашей республики не звучит отчетливо и не  освещается в средствах массовой информации на должном уровне. Такая позиция негативно отражается на имидже Общественной палаты, препятствует привлечению населения республики к обсуждению и решению общероссийских проблем.

Убежден, что члены Общественной палаты четко осознают всю ответственность принятого ими решения быть представителями гражданского общества республики, что предполагает не только профессионализм и опыт, но и личную инициативность, активность каждого из нас.

Комиссии не в полной мере используют потенциал делового сотрудничества с Комитетами Парламента КБР, министерствами, ведомствами, муниципальными образованиями, некоммерческими и другими общественными организациями, в результате чего снижается общая эффективность деятельности Общественной палаты.

     

Комиссии слабо взаимодействуют с профильными комиссиями других региональных Общественных палат, редко привлекают к сотрудничеству в качестве экспертов компетентных специалистов, молодежь и студенчество. Молодежный Совет при Общественной палате не в полной мере координирует работу молодежных организаций, деятельность которых должна основываться на более тесных контактах с молодежью соседних регионов с последующим консолидированным продвижением молодежных инициатив.

     

Значительный потенциал некоммерческих организаций нашей республики в настоящее время используется недостаточно. В Кабардино-Балкарии зарегистрировано 845 НКО, деятельность большинства из которых является огромным ресурсом для совместной деятельности.

На сегодняшний день развитие некоммерческого сектора Кабардино-Балкарии осложняется рядом взаимосвязанных факторов.

Во-первых, это отсутствие единой целостной системы государственного учета некоммерческих организаций, отсутствуют четкие, общепринятые правила формирования и опубликования отчетов о деятельности некоммерческих организаций, нет системы для оценки деятельности некоммерческих организаций и общественных объединений перед государством и обществом.

Во-вторых, это низкий уровень прозрачности деятельности НКО, большая часть которых малоизвестна. Их деятельность слабо освещается в СМИ, что формирует недоверие граждан к деятельности НКО.

Общественная палата КБР поддерживает инициативу и позицию Президента РФ, принявшего решение о подготовке новой редакции Федерального закона об НКО, в котором будут юридически закреплены различные статусы некоммерческих организаций в зависимости от выраженности в их деятельности компонентов общественной (социальной) пользы и политической деятельности. В связи с этим будет своевременным проведение республиканского Форума социально ориентированных некоммерческих организаций КБР, что, на мой взгляд, как инициативу, следует обсудить в Общественной палате в ближайшее время.

Общественная палата Кабардино-Балкарии открыта для сотрудничества и основной задачей своей деятельности считает максимальное повышение результативности коммуникаций между властью, некоммерческими организациями, бизнес - сообществом и другими общественными институтами. Конструктивное систематическое взаимодействие должно определять следующий этап на пути формирования гражданского общества в нашей республике.

Общественной палатой КБР в 2014 году проведен общественный мониторинг состояния гражданского общества с точки зрения готовности принять участие в реализации антикоррупционной политики. Вопрос по теме «Актуальные вопросы борьбы с коррупцией: взгляд гражданского общества Кабардино-Балкарской Республики» готовится для рассмотрения на пленарном заседании ОП КБР в 2015 году. Изучение вопроса на данном этапе  позволяет предположить, что основной причиной сохранения коррупционной угрозы является, не столько пассивность власти, или допущенные ею ошибки при реализации антикоррупционной политики, сколько отсутствие активной и осознанной поддержки такой политики со стороны общества. Работу в этом направлении следует совершенствовать и усиливать.

Одной из основных функций Общественной палаты является общественная экспертиза. Направление деятельности по общественному контролю, в том числе общественной экспертизе законопроектов, необходимо совершенствовать и активизировать. Во-первых, система общественного контроля требует законодательного оформления. Во-вторых, в отчетном году Общественной Палате КБР так и не удалось создать полноценные экспертные Советы,  состав которых предполагается привлечь авторитетных специалистов различных профилей. В-третьих, экспертиза законопроектов в большинстве своем проводилась без участия общественности, ее результаты не предавались гласности в силу соблюдения крайне малых сроков исполнения. В-четвертых, Общественная палата слабо использует законотворческую инициативу, как эффективный механизм для решения многих проблем.

Проведение общественного мониторинга реализации Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года №597, 606 в республике следует совершенствовать и требовать полноты их исполнения. Необходимо использовать такие методы, как  социологические опросы: анкетирование населения, обобщение мнений экспертов. Не организованы «горячие линии», широкое общественное обсуждение выявляемых проблем, в том числе в СМИ и на Интернет-площадках. Соответствующие мероприятия включены в план работы Общественной палаты на 2015 год.

Следует обратить особое внимание на работу общественных советов при министерствах и ведомствах республики, формирование которых продолжалось до последнего времени по причине структурных перестроек или замене руководителей этих ведомств. По сути, Общественные советы, начавшие свое формирование в России с 2012 года, призваны выполнять важную роль в становлении гражданского общества, обеспечивая учет потребностей и интересов граждан, защиту их прав, а также прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в соответствующей сфере. Однако анализ работы Общественных советов в 2014 году показал, что деятельность большинства из них не является результативной. В ряде организаций роль Общественных советов видят лишь в поддержке отраслевых решений, проведении разовых мероприятий. Однако необходимо помнить, что Общественные советы по идее должны стать механизмом общественного контроля за деятельностью органов власти. На наш взгляд, необходимо отказаться от формирования Общественных советов самими органами власти, что значительно снижает уровень общественного доверия к государственным органам, при которых созданы Общественные советы. Кроме того, мы не одобряем существующую практику, когда одни и те же уважаемые люди включаются в составы нескольких Общественных советов одновременно.  Также необходимо привлекать к участию в деятельности Общественных советов независимых экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций.

 

Таким образом, предварительный анализ деятельности Общественных советов при министерствах и ведомствах Кабардино-Балкарской Республики позволяет определить основные проблемы и задачи в их дальнейшей работе:

  • Работа данных общественных структур началась, накапливается определенный опыт их деятельности, осмысливается роль Советов и  их место в решении социально - экономических проблем территории, отрасли.
  • Недостаточно активно в деятельность советов вовлекаются общественные организации, авторитетные, грамотные и опытные граждане.
  • Остаются недостаточно использованными механизмы общественной экспертизы и общественного контроля, которые, безусловно, должны быть приоритетными формами работы институтов гражданского общества.
  • Целесообразным видится закрепление статуса ведомственных и территориальных общественных советов как органов общественного контроля над деятельностью органов государственной власти и  муниципальных органов.
  • Целесообразным представляется широкое общественное обсуждение проекта Закона Российской Федерации «Об общественном контроле».
  • Территориальным и ведомственным общественным советам необходимо стать связующим звеном между гражданами и органами власти, опережающе реагировать на острые, злободневные проблемы общества и  выносить  их в повестку дня  заседаний органов государственной власти и местного самоуправления.
  • В работе Советов активнее использовать механизмы межсекторного партнерства, объединяя ресурсы и потенциал некоммерческого сектора, социально ориентированного бизнеса и власти.
  • Общественной Палате, ее членам, Совету старейшин, Молодежному совету и Совету НКО целенаправленно взаимодействовать с данными структурами. Развивать те формы, методы работы, которые накоплены палатой в решении актуальных социально-экономических вопросов, технологии взаимодействия с общественными организациями, конструктивного диалога с органами власти и местного самоуправления. Общественным советам активнее взаимодействовать между собой, обмениваться опытом работы. Ввести в практику работы заслушивание деятельности общественных советов различных уровней на пленарных заседаниях Общественной палаты КБР.
  • Исходя из основных принципов построения гражданского общества, Общественная палата КБР совместно с другими структурами, действующими на территории республики, должна принять самое активное участие в формировании прочных основ гражданско-правовой культуры, в полной мере осуществлять гражданское образование и правовое просвещение населения республики, особенно нуждающихся в информационной поддержке - студентов, инвалидов, пенсионеров, мигрантов, простых граждан - тружеников.

 

Второму созыву Общественной палаты, на мой взгляд, в следующем году следует расширить сферы деятельности на муниципальном уровне. Необходимо большую часть работы – консультации и прием граждан, общественные слушания, круглые столы, заседания комиссий, Молодежного совета, благотворительные и другие мероприятия проводить непосредственно в районах республики. В этом вопросе активную роль должна сыграть одна из ключевых некоммерческих организаций «Ассоциация муниципальных образований КБР». Такие усилия помогут приблизить работу палаты к населению, услышать наболевшие вопросы, оперативно способствовать их решению.

 

Развитие системы электронного правительства в КБР также требует особого внимания. Являясь элементом открытости органов государственной власти, эта система позволит гражданам получать государственные услуги в доступном для большего масштабе - электронном виде.

На мой взгляд, в республике при общем позитивном отношении еще слабо развит институт благотворительности. Граждане республики считают, что активнее участвовать в помощи обществу должны предприниматели. Для того, чтобы система благотворительности функционировала полноценно, необходим комплексный подход к разрешению сложившихся противоречий. В первую очередь, это должно коснуться поддержки положительного имиджа благотворителя в глазах общества, в чем очень могут помочь СМИ,  и ликвидации пробелов в законодательстве по деятельности некоммерческих организаций и благотворительности в целом.

Кроме того, важным направлением должно стать развитие диалога между властью и республиканским сообществом по вопросам укрепления здоровья населения и профилактики заболеваний. Самым действенным способом, как известно, является система массовой пропаганды, эффективные условия для которой необходимо создать. Призыв заботиться о своём здоровье и информация о том, как правильно это делать, должны быть доступны гражданам. СМИ должны освещать не только профессиональный спорт, но и массовый и доступный для любого гражданина спортивный досуг. Как нам представляется, в муниципалитетах городов и районов необходимо создать подразделения со ставками для специалистов – организаторов, консультантов и тренеров массового спорта, как это эффективно делается в других странах. Необходимо использовать существующие спортивные базы, при этом обеспечивая их максимальную доступность, в том числе и финансовую, для занятий жителями республики всех возрастов.

Мы рассчитываем, что способствовать этому будет и модернизация здравоохранения, включающая в себя множество аспектов: инфраструктурное обновление и переоснащение, новые подходы к кадровой политике, инновационное развитие здравоохранения и профилактической медицины. Качественные изменения в отрасли должны быть осознаны населением республики, врачебным сообществом, органами законодательной и исполнительной власти. К сожалению, процесс реформирования здравоохранения является не только долгим, но и малопонятным что вызывает неудовлетворение как у населения, так и у медицинских работников. В этой ситуации, на наш взгляд, требуется более открытая политика министерства здравоохранения и широкое обсуждение данной проблемы в СМИ.

Рассмотрение вопросов образования и науки являлось приоритетным для Общественной палаты КБР. Однако понимая актуальность проблем, важность их решения для будущего республики, учитывая внимание Президента РФ вопросам образования, идейного воспитания детей и молодежи в Послании Государственной Думе Федерального собрания РФ, необходимо в ближайшее время уделить особое внимание этим вопросам, в частности,  профессионально-техническому образованию, подготовке инженерных кадров в республике.

На мой взгляд, в прошедшем году члены общественной палаты недостаточно полно освещали в средствах массовой информации свои взгляды на актуальные проблемы общества, события, происходящие в республике. Пассивная позиция отдельных общественников мешает формированию позитивного имиджа Общественной палаты, что ослабляет в целом процессы развития гражданского общества в республике. Постоянные контакты со СМИ, создание пресс-центра Общественной палаты позволяют развить положительную динамику в освещении деятельности палаты и гражданского сектора Кабардино-Балкарии. Для более стабильного позиционирования Общественной палаты КБР, роста доверия к ней институтов гражданского общества необходимы более тесные и планомерные взаимоотношения со СМИ, которые, в свою очередь, регулярно и доступно будут информировать широкие слои населения о задачах и возможностях Общественной палаты.

К сожалению, в текущем году произошло сокращение аппарата Общественной палаты и в структуре должностей отсутствует специалист по связям с общественностью (пресс-центр). Это не отвечает современным требованиям работы палаты. Вопрос восстановления некоторых единиц в аппарате палаты необходимо решать.

В целом результаты деятельности палаты позволяют признать ее как устойчиво развивающийся и накапливающий опыт институт гражданского общества. Считаю важным в предстоящей работе Общественной палаты, и на это будут нацелены мои усилия, повышать результативность, используя опыт, профессионализм членов палаты, экспертов, актива, Совета некоммерческих организаций, Молодежного совета и другие ресурсы в целях эффективного социально-экономического развития республики с участием всех граждан. Главным девизом Общественной палаты должны стать открытость, профессионализм, компетентность и результативность. Я желаю нам всем энтузиазма, творческих успехов в работе на предстоящий период.

 

В заключении,

Уважаемые коллеги и приглашенные!

Разрешите поздравить всех с Новым годом! От всей души желаю вам здоровья, благополучия, выдержки в наше нелегкое время.  Пусть наступающий год пройдет под знаком добра, любви и уважения,   принесет процветание, мир и согласие в нашу Кабардино-Балкарию. Счастливого Нового года!

ПОЗДРАВЛЕНИЯ

19 октября


Поздравляем с днем рождения
заместителя руководителя по правовым вопросам Аппарата Общественной палаты КБР


Маирову Людмилу Мушагидовну

 

mairova